Владимир БЕССАРАБОВ
Более сорока лет прошло, а до сих пор осталась в памяти небольшая артистическая комната, стол, на котором – огромная ваза с фруктами и цветами. На небольшом диване отдыхает великий советский актер театра и кино, театральный педагог, народный артист СССР В. В. Меркурьев. А напротив на стульях присели два молодых человека – автор этих строк и бывший актер, а затем офицер внутренних войск Иван Ащеулов. До начала спектакля в Алма- Атинском драматическом театре минут сорок, и Василий Васильевич отвечает на вопросы, которые мы ему задаем.
А началось всё с того, что мне позвонил в Рудный зав.отделом культуры кустанайской областной газеты «Ленинский путь»: « Старик! Ты, я слышал, на несколько дней едешь в Алма – Ату. Окажи услугу. Там в эти дни выступает в эти дни труппа Кустанайского областного драмтеатра. Один из спектаклей, которые они показывают, – «Чти отца своего» по пьесе Виктора Лаврентьева. Так вот главную роль (Трофим Кичигин) будет играть лауреат Государственной премии, артист из Ленинграда Василий Меркурьев. Сходи на спектакль, напиши небольшой материальчик. А если удастся взять интервью у мэтра театра и кино, буду благодарен вдвойне»…
Попасть на спектакль было не так-то просто. Гастроли кустанайцев пользовались успехом. Да тут еще и участие Василия Васильевича придало ажиотаж. Миллионам зрителей нашей страны он был знаком по кинофильмам «Небесный тихоход», « Повесть о настоящем человеке», «Золушка». «Верные друзья», «Двенадцатая ночь» и многим другим (около 70 фильмов). Театралов восхищают сыгранные им роли Грознова («Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского, Фамусова («Горе от ума» А. Грибоедова), Василия Бортникова («Высокая волна» Г. Николаевой), Максимова («За тех, кто в море» Б. Лавренева) и т.д. Да разве все перечислишь!
Но был у меня в Алма-Ате друг, который являлся своим человеком в театральном мире. Это Иван Васильевич Ащеулов (на снимке) – бывший артист драмтеатра, а затем – офицер внутренних войск. Ему пророчили большое будущее, но однажды сорвал голос, заболел. И на сцену не смог вернуться. Вот и решил сменить профессию. Закончил командирские курсы. На первых порах командовал взводом. Мне с ним не раз приходилось участвовать в тактических учениях, на занятиях по огневой подготовке. А в свободное время ходили на новые спектакли. Много читали, спорили. Иван Васильевич увлекался историей, литературой, знал хорошо произведения многих русских классиков. Когда я решил связать свою дальнейшую судьбу с журналистикой, он первым меня поддержал. Вот и теперь, узнав о моем желании встретиться с Меркурьевым, Иван Васильевич связался со своими бывшими коллегами по театру, а те помогли нам попасть к нему в артистическую комнату.
Признаюсь, когда увидел великого артиста, то растерялся. Могучий мужчина, Завораживающий голос… Все заготовленные вопросы забыл. Не знаю с чего начать. А в это время Ащеулов стал выкладывать на стол коньяк, фрукты, поставил цветы в вазу. Василий Васильевич улыбнулся: «А без этого никак было нельзя?» И, обращаясь ко мне, сказал: «Видимо, вы тот самый журналист из Рудного, который горит желанием встретиться со мной. А этот воин-богатырь ваша охрана». Мы рассмеялись.
– С вашего позволения я прилягу на диван, – продолжил артист.- Сегодня побаливают ноги, а через сорок минут надо выходить на сцену…
– Василий Васильевич! – спрашиваю,- А почему, вдруг, ваш творческий путь пересекся с кустанайской труппой на сцене Алма-Атинского драмтеатра?
-Спектакль «Чти отца своего» Лаврентьева поставлен на сценах многих театров нашей страны. В Ленинградском академическом театре драмы, где работаю с 1937 года, я играю в нем главную роль – Трофима Кичигина. Вот и стали приглашать меня, так сказать, в порядке обмена опытом в другие города. А мне интересно не только как актеру, но и как театральному педагогу (Василий Васильевич был профессором Ленинградского театрального института сейчас – СПГАТИ). Вот и сейчас двух «зайцев убил» – Отдыхаю в Алма-Ате и учу кой – чему молодых артистов из Кустаная.
– А чему, конкретно?
– А вскоре, когда я отправлюсь на сцену, а вы в зрительный зал, сами увидите, если внимательны, в чем эта учеба заключается. А в антракте прошу ко мне, поделимся впечатлениями.
Как завороженные мы наблюдали за игрой великого артиста. Но и не забывали следить за тонкостями передачи мастерства. Вот Василий Васильевич обнял за плечи молодую артистку, которая «застряла» в глубине сцены и выводит ее поближе к рампе. Артиста, который повернулся спиной к зрителям, почти незаметно развернул на 180 градусов. А молодой героине, отступая от текста пьесы, вежливо сказал: «Смотреть надо людям в глаза, детка!» Затем в антракте мы все это поведали Меркурьеву. Он удивился нашей наблюдательности. И добавил: «А труппа у кустанайцев хорошая. Вы обратили внимание, как тепло принимает их зритель». В конце нашей беседы актер поинтересовался у меня, далеко ли находится Рудный от Кустаная. Обещал приехать.
Свое слово Василий Васильевич сдержал. Он через год побывал в Кустанае, заехал и в Рудный вместе со своей супругой Ириной Всеволодовной Мейерхольд – дочерью известного театрального режиссера Всеволода Мейерхольда, К сожалению, мне не довелось больше встретиться с замечательным человеком и артистом – я уехал чуть раньше из Рудного по семейным обстоятельствам в другой город… Ныне каждый раз, когда идут на телеэкране фильмы с участием Меркурьева, отставляю в сторону все дела, хлопоты и заботы и смотрю, наслаждаясь игрой удивительного мастера.
Yuriy:
Василия Меркурьева очень любят мои дедушка и бабушка. Они смотрели многие фильмы с его участием. А я смотрел несколько раз «Верные друзья» и «Небесный тихоход». Здорово. Как сложилась его жизнь?
Nick86:
Владимир Михайлович! Вам повезло встретиться с замечательным артистом. Много читала о нем. Родом из бедной семьи. Родители познали немало горя. Растили шестерых сыновей. Один погиб в первую мировую войну, другой умер в девять лет, третий умер во время блокады в Ленинграде, четвертый репрессирован, умер в семье. Судьба пятого – Евгения неизвестна, стал композитором и дирижером, после 1917 года уехал за границу. А вот Василий Васильевич стал великим артистом.
Alena:
Василия Васильевича не стало в 1978 году. Умер он в Ленинграде, похоронен на Волковском кладбище. Я там была. Возле его могилы всегда цветы.
Anna:
Учениками Меркурьева считают себя такие известные артисты, как Игорь Владимиров, Марина Неёлова и многие другие
Предложение:
Владельцу сайта Новости спорта. OLIMPICBLOG…
Здравствуйте! Предлагаем вам поучаствовать в партнерской программе с оплатой за клики. Цена: 700р за 1000 кликов. Формат рекламы: Тизеры. Наш сайт: http://bit.ly/d4Pd5E…
Rudin:
Спасибо автору за то, что регулярно подбрасывает нам интересные материалы. Мало что знал о Василии Васильевиче Меркурьеве. А теперь захотелось узнать больше. Буду искать книги о нем.
Alex:
Мне понравился лейтенант Туча в «Небесном тихоходе» и Мальволио в «Двенадцатой ночи».
Bulgak:
Василий Васильевич, пожалуй, единственный актер, который является трехкратным лауреатом Сталинский премий: за роли в фильмах «Глинка», «Повесть о настоящем человеке», «Донецкие шахтеры». Или я ошибаюсь?
Den:
Интересно, а сколько детей у Василия Васильевича и Ирины Всеволодовны Мейерхольд? Слышала, что много?
Tatyana:
Дочери Анна и Екатерина, сын Петр. Воспитывали они также трех племянников – сирот, детей репрессированного брата. А также двоих приемных детей. Какова их судьба, увы, не знаю. Если бы ТВ сделало передачу «Большая семья», с удовольствием посмотрела бы.
Lidiy:
Интересно. Автору спасибо. Буду и впредь заходить на сайт в надежде прочитать еще подобное. Владельцу сайта повезло найти такого опытного и, несмотря на почтенный возраст, активного журналиста. А почему бы Олимпику не поучаствовать в конкурсах? Тогда бы больше людей заметиили сайт, где есть что почитать,
Влад:
Интересная статья, было интересно узнать